Ильинский храм, г. Вереи
История
Верея-один из живописнейших уголков Подмосковья. Город красиво раскинулся на холмах и берегах реки Протвы.
В XVIII веке, после строительства северной столицы Петербурга, многие уездные города Подмосковья перестраивались. Екатериной II в 1784 году был утвержден план застройка Вереи. И сейчас улицы города прямолинейны, что соответствует тому плану. Верея была уездным городом Московской губернии, значительным среди других городов Подмосковья как по численности населения, по количеству каменных домов, так и по размерам объявленного капитала (355 тыс. рублей). В последнем она уступала только Коломне. По данным Московской справочной книги (авт. Пассек) в 1842 году в Верее было 75 каменных домов, в Можайске - 22, а в Рузе - всего 13 домов. Верея застраивалась, в основном, в XVIII веке. Разбогатевшие купцы вкладывали свои деньги в строительство церквей и домов.
В 1637 году на месте современной Ильинской церкви стояла холодная деревянная церковь и при ней церковное круглое кладбище. Церковь регулярно подновлялась. В 1700 году по указу Святейшего Патриарха Андриана и по просьбе верейских посадских людей во главе с Захаром Маркеловым разрешено на посаде города Вереи на старом церковном Ильинском месте построить вновь церковь во имя пророка Илии. В 1709 году священник церкви Илии-пророка с прихожанами в прошении, поданном в патриарший Казенный приказ, писал: "Державный Царь, государь милостивейший! В Верее, Государь, на посаде церковь пророка Божьего Илии холодная, а теплой церкви нету, а ныне обещаются тоя церкви вкладчики и прихожские люди построить теплую церковь во имя пресвятой Богородицы Казанской. Всемилостивейший Государь! Просим Вашего Величества, вели, Государь, нам на том же погосте построить теплую церковь во имя Казанской Богородицы и о готовности на ту церковь лесу вели нам, Государь, дать указ из патриаршего Казенного приказа. Вашего Величества нижайший богомолец города Вереи Ильинской поп Василий Григорьев с приходскими людьми". Указ был дан в 1711 году и новая церковь построена. После того, как обе деревянные церкви пришли в ветхость, на их месте в XVII веке была построена кирпичная двухэтажная церковь с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней. Нижний храм, теплый, - во имя Казанской Божией Матери, верхний, летний, -во имя пророка Илии. Церковь выполнена в виде четырехстолпного храма с пятью главками. Колокольня является частью церковного ансамбля. Церковь была оснащена богатыми иконостасами и иконами, на стенах была фресковая живопись. В 30-х годах церковь была закрыта, иконы и церковная утварь были реквизированы, а строение использовалось в хозяйственных целях. В послевоенный период (1947-1948) церковь была вновь восстановлена силами прихожан, оснащена иконами и с тех пор являлась единственной действующей церковью в городе.
Последние 23 года настоятелем храма служит протоиерей Владимир Плешинец.
За это время территория храма была обнесена металлической оградой, построены газовая котельная, хозяйственные постройки, проведён водопровод, благоустроенна территория храма. Была заменена большая часть кровли, проведена большая работа по реставрации икон. В настоящее время храм нуждается в наружном косметическом ремонте. В храме находится икона священномученика Иллариона архиепископа Верейского с частицей святых мощей переданных храму Сретенским монастырём по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Так же в храме есть икона Священномученика Петра бывшего настоятелем этого храма с (1914-1937) г.
Священномученик Петр Пушкинский родился 23 декабря 1891 года в селе Барково Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Сергея Пушкинского. После окончания Перервинского духовного училища он поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1913 году. По окончании Духовной семинарии по постановлению педагогического собрания правления семинарии Петру Васильевичу была присуждена особая награда за отличное составление и произнесение проповедей. В течение года после окончания семинарии Петр Васильевич преподавал Закон Божий в Орехово-Зуевском народном училище.
В 1914 году он женился на Зинаиде Васильевне, дочери протоиерея Василия Смирнова, настоятеля церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском, был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви Илии Пророка в городе Верее и законоучителем Верейской женской прогимназии. С 1915 года отец Петр состоял лектором и секретарем Верейских народных катехизаторских курсов. Когда началась первая мировая война, в городе Верее был устроен лазарет имени "Всероссийского союза", где отец Петр безвозмездно исправлял обязанности священника.
В 1918 году отец Петр был арестован карательным отрядом латышей, направленным большевиками в Верейский уезд для подавления крестьянского восстания, и заключен в тюрьму в качестве заложника.
Его арестовали на улице в то время, когда он сопровождал покойника на кладбище, и провели в городскую управу, а затем в тюрьму. В тюрьме отца Петра поместили в камеру, где были собраны в качестве заложников священники, купцы и богатые горожане, которые были освобождены после уплаты за себя выкупа, а отец Петр был освобожден бесплатно, как арестованный случайно на улице.
Во время гражданской войны отца Петра призвали в городское ополчение. Как человек грамотный он был назначен работать секретарем. Однажды начальник попросил его остаться вечером на работе, а этот день был предпраздничный и должна быть всенощная. Отец Петр сказал, что он не может остаться, так как должен служить в храме. Его отпустили, но наутро он получил извещение о высылке в Серпухов. Здесь его поставили работать в гарнизонной конюшне -чистить конюшню и лошадей. Из конюшни его перевели в продовольственный отдел тыла, но легче ему здесь не стало. Однажды к нему явился красный командир и потребовал выписать ему сухой паек, между тем как документа, дающего право на его получение, он не имел. Отец Петр направил его к начальнику продовольственного отдела. Вечером, возвращаясь, домой, он увидел на противоположной стороне улицы этого командира, который призывал его подойти и сам уже направился навстречу священнику. Поняв, что не с доброй целью хочет видеть его вооруженный военный, отец Петр быстро развернулся и ушел домой. В следующий раз священник причащал больного в больнице, и когда вышел из больничного барака, то столкнулся с красным командиром, который несколько раз выстрелил в него, но промахнулся. По окончании гражданской войны отец Петр вернулся служить в Ильинскую церковь.
В 1920 году епископом Верейским был назначен преосвященный Иларион (Троицкий). Несмотря на многочисленные поручения, которые ему приходилось исполнять в качестве помощника патриарха Тихона, преосвященный Иларион часто служил в храмах и монастырях Верейского уезда. В это время стали устраиваться диспуты между духовенством и безбожниками. Участниками одного из таких диспутов стали епископ Иларион и священник Петр Пушкинский. К концу диспута для всех присутствующих стало очевидно, что безбожники терпят поражение, и тогда бывшие здесь комсомольцы предложили поставить на голосование вопрос об аресте епископа и священника. Пока обсуждали и голосовали, отец Петр черным ходом вывел епископа Илариона из клуба и привел к себе в дом. Владыка поужинал, переночевал в доме священника, а наутро уехал.
Отец Петр много внимания уделял воспитанию благочестивого отношения к храму, к богослужению. Церковные службы в Ильинском храме проводились в субботу, воскресенье и в праздники. Священник служил, ничего не сокращая в службе, даже если было мало народа.
Несмотря на гонения и террор по отношению к Русской Православной Церкви и священнослужителям, отец Петр создал большой, до сорока человек, церковный хор, которым руководил врач Дмитрий Волков. Среди певчих были люди самых разных профессий - это были учителя, врачи, служащие разных учреждений, городские ремесленники. Отец Петр вел близкие отношения с протоиереем Алексеем Мечевым. Отец Алексей приезжал в Верею не один. С ним приезжали прихожане, которые не имели средств для поездки на отдых. По утрам они ходили к обедне в Ильинскую церковь.
Летом 1923 г. отец Алексей приехал в Верею. Что-то его беспокоило, он торопился написать завещание. Последний вечер был весел и со всеми ласков. Ночью 9 июня он внезапно умер от паралича сердца.
После смерти отца Алексея, к отцу Петру стал приезжать его сын, священник Сергий Мечев, который вместе с членами общины часто отдыхал в Верее, где они снимали дачи. В 1925-1927 годах в семье отца Петра жили двое детей беспризорников, которых прислал отец Сергий Мечев.
Несколько раз к отцу Петру в дом приходили агенты ОГПУ и убеждали его оставить священство: "Вы молодой, вы должны уйти, вы должны объявить с амвона о том, что вы в течение времени отошли, осознали, что вы отрекаетесь от Христа и Церкви", - говорили они и предлагали деньги. Несколько раз его вызывали в Москву и там также предлагали деньги. Отец Петр отвечал всегда одинаково: "Я категорически против".
Священника арестовали 31 июля 1937 года, обвинили в контрреволюционной деятельности и заключили в тюрьму в городе Можайске. Лжесвидетель по делу отца Петра сказал, что священник Петр Пушкинский относится к советской власти враждебно? о сталинской конституции он говорил: "Что нам ждать от этой конституции, ни на какие выборы я не пойду, это для смеха-то идти? Все восхищаются конституцией, а что в ней нового, люди мало сознают, восторгаются именно Сталиным, все газеты наполнены этим, и получается деланное восхваление одной личности". Лжесвидетель показал, что Пушкинский имел тесную связь со священниками города Москвы отцом и сыном Мечевыми, известными монархистами, которые под видом благотворительности собирали денежные суммы и помогали репрессированным священникам. Что квартира Пушкинского является притоном для контрреволюционно настроенного духовенства.
Основываясь на показаниях лжесвидетеля, отца Петра спрашивали на допросах о том, знаком ли он со священниками Алексеем и Сергием Мечевыми, последний из которых арестован за контрреволюционную деятельность, также о том, помогал ли он находившимся в заключении священнослужителям. Отец Петр ответил, что священников Мечевых он знал, а также помогал жене священника, находящегося в заключении, который является его родственником. Обвинение в контрреволюционной деятельности отец Петр категорически отверг.
9 октября 1937 Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Пушкинский был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
В 1989 г. дело по обвинению священника Петра Пушкинского было пересмотрено, и он был реабилитирован.
Память священномученика Петра совершается в день его смерти - 30 сентября (13 октября), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). Каждую пятницу в Ильинском храме совершается акафист и водосвятный молебен Казанской иконе Божией матери. В храме есть духовная библиотека. К храму приписана часовня Казанской иконы Божией Матери в честь воинов погибших в годы войны (1941-1945), находящаяся в городском сквере.
E-mail: http://vereyiliya.cerkov.ru
Телефон: +7 (49634) 6-76-88
Сайт: http://vereyiliya.cerkov.ru/galereya/
Адрес: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, г. Верея, Кустарный пер., 4
Духовенство: Настоятель: протоиерей Владимир Плешинец