История храмов Наро-Фоминской земли: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ В КРЮКОВЕ.

История храмов Наро-Фоминской земли: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ В КРЮКОВЕ.

Фасад Спасопреображенского храма.1779. НИОР РГБ
Фасад Спасопреображенского храма.1779. НИОР РГБ

 

Нынешний год «дважды юбилейный» для храма Преображения Господня в Крюкове: исполняется 200 лет с момента совершения первой литургии и 195 лет со дня полного завершения строительства и освящения церкви.

К началу XXI века этот храм превратился в руину. Сейчас святыня возрождается и постепенно принимает свои первоначальные черты.

Крюково входит в число древнейших нарских сёл. Первое упоминание о нём встречается в писцовых книгах 1558-1560 годов. Тогда «село Куриково, а в нём церковь Преображение Спасово» было вотчиной «Пахнутьева монастыря», одного из крупнейших православных центров Руси.

«Куриковская вотчина» Боровской обители располагалась в Угожском стане Звенигородского уезда «на речке Тарусе, да на потоке Масуровке». Два века спустя эти земли вошли в состав Верейского уезда. Название села менялось несколько раз: сначала «Куриково» превратилось в «Корюково», а затем – в «Крюково». Причем два последних названия были в ходу одновременно вплоть до середины XIXв.

Трагические события начала XVIIв., польская интервенция отразились и на монастырской вотчине. Разорённое Крюково восстанавливалось очень медленно. В 1624г. храм по-прежнему стоял пустым, а в селе числились только три крестьянских двора да пять человек бобылей.

Преображенский храм восстановили в 1629г., освятили и обложили церковной данью. Полвека спустя прихожанами были уже 117 крестьян. Всего же в Крюкове насчитывалось 40 дворов. К 1705г. число мужских душ в селе увеличилось до 154. В середине XVIII столетия в храме обустроили придел Николая Угодника.

Монастырские крестьяне были вовлечены в жизнь большой страны, стремительно превращавшейся в империю. Так, к примеру, в 1711г. плотников из Крюкова отправляли на строительство новой Северной столицы – Петербурга.

Политика секуляризации церковных земель XVIIIв. привела к изменению статуса и этой вотчины Пафнутьева монастыря: село отошло в казну; им ведала коллегия экономии. В период Генерального межевания в приходе состояло 126 дворов, в которых жили 806 мужчин и женщин.

В 1779г. крестьяне Крюкова обратились к Московскому архиепископу Платону с просьбой о строительстве в селе нового храма «за ветхостью старого». Разрешение было дано, и деревянную церковь поставили уже на следующий год. 26 октября 1780г. ключарь кремлевского Архангельского собора священник Дмитрий Гявровский освятил храм, а на следующий день – Никольский придел. В отделе рукописей РГБ нами найден бесценный документ: изображение и план, в соответствии с которыми построили эту церковь.

Но не прошло и трети века, как в Крюково пришла беда. Во время Отечественной войны, 31 августа 1812г., французы сожгли храм «до основания, кроме церковной утвари; и все крестьяне, не имея собственных домов, разсеялись по разным местам, и вновь соорудить церковь были не в состоянии». Их временно приписали к Введенскому храму в селе Пашково князей Щербатовых. Туда же передали и все церковные ценности, которые удалось спасти от захватчиков.

Уже в следующем году прихожанам из Крюкова разрешили приступить к строительству в своём селе новой церкви из кирпича и камня. На сооружение трапезной ушло четыре года, и 31 марта 1818г. в ней освятили придел «во имя Святителя Чудотворца Николая». Возведение основного объёма холодной церкви завершили к 1821г. «Надлежащим благолепием» храм полностью украсили в течение следующих пяти лет.

19 мая 1826г. Верейский благочинный доложил Московскому архиепископу Филарету об освящении церкви. А через три года в трапезной обустроили второй придел – в честь Казанской иконы Божией Матери. Он располагался с правой стороны.

Спустя шесть десятилетий деревянное перекрытие трапезной заменили кирпичными сводами, опиравшимися на столбы. В 1890-х годах к колокольне пристроили западное крыльцо, оформленное в неорусском стиле. Тогда же вокруг церкви поставили ажурную металлическую ограду с кирпичными столбами.

Однокупольный храм в плане представлял собой ротонду с четырьмя полукруглыми нишами, вписанную в четверик. Внешние размеры церкви составляли 40 на 20 метров. Высота стен до верха карниза была 13,5м., а колокольни – 18 метров.

Известный искусствовед Михаил Ильин считал крюковский храм «значительным памятником московского ампира»: «Качество постройки, хорошая прорисовка как общего силуэта, так и деталей, говорят о проекте, вышедшем из мастерской крупного Московского архитектора <…> Совершенство выполнения деталей – белокаменных карнизов, пилястр и решение стен храма, трапезной и колокольни – останавливает на себе внимание.»

В XIXв. приход значительно вырос. Помимо жителей Крюкова к нему теперь относились крестьяне, ремесленники и дворовые, проживавшие в Болдине, Юматове, Скугорове, Радчине и Головкове. На закате империи здесь было 1138 прихожан.

В приходе работали две школы: церковно-приходская в Крюкове и земская в Головкове (с 1896г.). Приходская школа располагалась рядом с храмом в деревянном доме, «крытом железом». Местный священник служил законоучителем, организовывал духовно-нравственные чтения для крестьян. При храме даже открыли библиотеку. Батюшка опекал и пациентов земской лечебницы в Крюкове, помогал благотворительному Обществу, действовавшему при больнице. Рядом с этой лечебницей поставили небольшую часовню.

Старостой церкви служил хозяин сельца Головково Андрей Ильин – кузен выдающегося философа Ивана Ильина. Андрея Николаевича можно назвать «одним из зачинателей изучения Подмосковья» и  первым верейским краеведом. Он был активным земским деятелем и почётным Верейским мировым судьёй. После Революции 1917г., ещё до перехода власти к Советам, его дважды избирали уездным комиссаром.

Приход к власти большевиков стал испытанием духа и веры для православных Крюкова: унижения, лишения и гонения стали нормой жизни. Часть сельчан, не выдержав, отреклась от Христа.

27 мая 1922г. государственная комиссия, экспроприировавшая церковные ценности, изъяла из храма серебряные кресты, ризы и утварь общим весом в 22кг. Верующие личными ценностями возместили комиссии вес риз с Тихвинской иконы и Николая Чудотворца. Эти иконы особо почитали в селе. Через три года приход в Крюкове зарегистрировали официально, но уже в 1937г. власти навсегда закрыли храм.

С этой церковью связана жизнь четырёх новомучеников. Двое из них прославлены в лике святых: священник Борис Назаров, служивший настоятелем в 1910-1924 гг., и псаломщик Дмитрий Казамацкий, уроженец Крюкова. Их расстреляли в Бутове 17 февраля 1938г.

После закрытия любановского храма (1933г.) в Крюково переехал священник Михаил Соколов, последний настоятель Христорождественской церкви. В тридцатые годы он, очевидно, сослужил местному батюшке. Его арестовали 26 ноября 1937г. и расстреляли на Бутовском полигоне 11 декабря.

Сын любановского псаломщика Алексей Соколов преподавал в приходской школе Крюкова в 1896-1898 гг. Впоследствии он стал священником. В советское время несколько раз подвергался аресту. Его судьба после приговора 1937-го года остаётся неизвестной…

Храм сильно пострадал во время боёв 1941г.: был «уничтожен верх колокольни. Пробиты стены и своды трапезной и алтаря, уничтожен купол основного собора, рухнувший вниз. Сожжены иконостасы». Тем не менее, после войны здание приспособили для хозяйственных нужд. В стенах святыни работали молокозавод и верёвочный цех, паяли платы для электрооборудования и готовили корм для скота.

В 1970-х годах заброшенное здание стало стремительно разрушаться. Но только в 2002г. его вернули верующим. Стараниями настоятеля протоиерея Николая Студеникина и благотворителей храм поднялся из руин. С 2013г. в церкви регулярно совершаются богослужения.

В ближайшее время общине предстоит колоссальная работа: необходимо восстановить свод апсиды, внутренний объем четверика, купол и фасады Преображенской церкви. И через несколько лет один из лучших ампирных храмов Московской земли предстанет во всей красе, свидетельствуя о торжестве правды и Православной веры.

 

Геннадий Подбородников,

председатель Щербатовского Нарского

исторического общества