История храмов Наро-Фоминской земли: ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ В ШАПКИНЕ

История храмов Наро-Фоминской земли: ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ В ШАПКИНЕ

Руины Петропавловского храма. 1987. Фото А. Агафонова
Руины Петропавловского храма. 1987. Фото А. Агафонова

Постепенно Нарская земля восстанавливает святыни, уничтоженные в лихие годы богоборчества. Одна из них – церковь святых апостолов Петра и Павла в Шапкине.

В московских архивах не удалось найти ни изображений, ни чертежей стоявшего здесь храма. Поэтому в XXI веке новую церковь возводили в стиле храмовых зданий того времени, когда в Шапкине был построен каменный храм. В документах 1626 года значится, что окрестными землями в начале XVII столетия владел Е.И. Мясоедов. Его предки, польские шляхтичи, в 1464г. перешли на службу к государю Ивану III. Сам Ермолай Иванович, будучи московским дворянином, служил воеводой в Курске, Крапивне и на Северном Кавказе – в Терском городе. Шапкино было поместьем, которое Мясоедов получил от государя на время службы.

После польско-литовского нашествия разорённое село много десятилетий пребывало в запустении. Интервенты сожгли и стоявшую здесь деревянную «церковь Поклонения честных вериг св. Петра с приделом Марии Магдалины». Кстати, раньше Шапкино называли ещё и Петровским – по освящению главного престола храма.

К 1707 году поместье оказалось в руках у стольника князя Ивана Осиповича Щербатова (1648-1727). Он поселил в Шапкине крестьян, и обратился в патриарший Казённый приказ за разрешением «построить вновь церковь Петра и Павла» на «прежней храмовой земле, лежавшей впусте». Делал это  князь «по обету», намереваясь построить ещё и четыре дома для церковнослужителей. Указ о строительстве храма был получен, и церковь, возведённую из дерева, освятили в начале 1711г. Антиминс выдал архимандрит Пафнутьево-Боровского монастыря.

Вообще, князья Щербатовы были крупными землевладельцами и известными храмоздателями. Так, боярин Константин Осипович, родной брат хозяина Шапкина, построил в Боровском монастыре 55-метровую колокольню. Князь И.О. Щербатов был близок к царю Петру I, сопровождал государя в походах, служил воеводой в Симбирске и судьёй Сыскного приказа. В 1706г. второй женой Щербатова стала Аграфена Волынская (†1741), вдова хозяина соседнего Литвиновского имения. (Её отец Никита Зотов был первым учителем царевича Петра Алексеевича и «генерал-президентом императорской канцелярии».) Шапкино унаследует средняя дочь Щербатовых Анна Ивановна. В 1730г. 17-летнюю княжну Анну выдали замуж за капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Николая Степановича Лопухина. Впоследствии он станет подполковником. Их единственная дочь, названная в честь матери Анной, обвенчается с Николаем Ржевским, фигурантом скандального «Лопухинского дела» (1743), разжалованным в матросы, но реабилитированным при императоре Петре III в 1762г.

Инициатором строительства новой церкви в Шапкине была вдовая Анна Ивановна Лопухина. Согласно церковной метрике, храм поставили в 1773г. «на ровном, но топком месте при ручье». «Построена эта церковь, как говорят старожилы, по обещанию, данному во время моровой язвы. От язвы Господь сохранил её.» Одноэтажный кирпичный храм имел крестообразный план. «В высоту по главу» здание достигало 17 м, в длину – 23, и в ширину – 8 метров.  Фасад сделали гладким, без украшений; его нижнюю часть облицевали камнем.

Двухъярусная колокольня была четырёхугольной; её высота до карниза составляла 11 метров. Кровля на сводах была шатровой, на четыре ската, на трапезной – «на два ската с железными подзорами». Глухой фонарь с небольшой гладкой шеей был лишён каких-либо украшений. И храм, и колокольню венчали небольшие главы, «крытые железом и окрашенные зелёной краской», с железными восьмиконечными крестами с цепями, у подножия которых размещались «полулуния». В полукруглом алтаре два окна смотрели на север и юг. В церкви было десять окон, расположенных в два света, а «в трапезе – четыре окна, из коих два заложены». Кирпичные наличники были гладкими. Трапезная была «устроена в виде палаты, и отделена от церкви, как и алтарь, стеною с пролётом в виде арки». Своды в церкви сделали стрельчатыми, а в трапезной – «шатровые, полукруглые». Пол во всем храме вымостили лещадной плиткой. Изначально резной позолоченный «иконостас нового устройства» был двухъярусным, а двустворчатые царские врата имели «полукруглые верхушки». Алтарную преграду венчал ажурной работы позолоченный крест. В 1899г. иконостас «возобновили», дабы он стал «благообразен», добавив третий ярус.

Интересный факт зафиксирован в деле об освящении осквернённого французами Петропавловского храма после освобождения села в 1812г.: в начале XIX века в Шапкине было две церкви – Петропавловская и «предельная Святого мученика Иоанна воина». Вполне возможно, это был старый деревянный сельский храм, примыкавший к каменному. Настоятель сообщал священноначалию, что в обеих церквях «престолы целы, токмо срачицы и одежды разорваны. Антиминсы обоих престолов сохранены, желательно оные церкви освятить». 29 и 30 декабря 1812г. соборный священник Иоанн Скобеев освятил эти храмы.

К Петропавловскому приходу относились ещё соседние сёла Никольское, принадлежавшее дворянам Марченко, и часть Плесенского, которой владели Авдеевы. Само Шапкино в XIX веке перепродавали несколько раз. Почти три десятилетия его хозяйкой была Анна Ивановна Фриш, урождённая Васильчикова (1793-1843), жена генерал-лейтенанта М.К. Фриша.

Во второй половине столетия имение перешло к семье Шлиппе, хозяевам знаменитого химического завода. В 1846г. стараниями помещика Н. Лукина митрополит Филарет назначил шапкинского священника Иакова Соколова первым настоятелем «созидаемой Николаевской церкви» в Наре-Фоминской. Произошло это «по избранию и сделанному относительно содержания соглашению».

Храм в Шапкине приходилось часто ремонтировать. Например, в ведомости 1826г. отражено, что на сводах внутри алтаря и в трапезе появились трещины, а снаружи очень сильно выкрошился кирпич – от фундамента и до окон. В 1860-1870-ых годах настоятель капитально отремонтировал храм. Весь процесс занял почти десять лет. Ремонт вели «на пожертвования частию прихожан, а большею частию лиц посторонних». На два новых колокола деньги также собирали всем миром «по причине большой бедности крестьян»; объявления о сборе пожертвований публиковали даже в столичных газетах. Но, несмотря на свою бедность, шапкинские прихожане, откликаясь на чужую беду, не раз собирали средства голодающим жителям Самарской и других  губерний.

На рубеже XIX-XX столетий в Петропавловский приход кроме Шапкина, Никольского и Плесенского входили деревни Лопатино, Редькино и Порядино. В 1916г. здесь насчитывалось 778 прихожан. Настоятель храма также преподавал Закон Божий в земском училище в Плесенском. В самом Шапкине стоял дом помещика В.К. Шлиппе (1843-1911), лютеранина по вероисповеданию. У Виктора Карловича, принявшего от отца руководство работой Плесенского завода, были хорошие отношения с настоятелем. Он даже был восприемником у дочери православного священника. Хозяина Шапкина, умершего в 1911г., похоронили рядом с храмом Петра и Павла.

Революция 1917г. прервала естественное течение жизни православной общины. Начались гонения на христиан, и слабые духом люди покинули Церковь.

В 1922г. во время экспроприации ценностей из храма изъяли серебряные изделия общим весом более 18 фунтов. Среди них была и риза особо почитаемой иконы святых первоверховных апостолов.

Несмотря ни на что, в 1923г. верующие добились государственной регистрации религиозной общины в Шапкине. Однако божественная литургия совершалась в храме не долго. 11 июля 1934г. Мособисполком вынес решение о закрытии Петропавловской церкви «для переоборудования её здания под клуб».

Храм, пострадавший во время немецкой оккупации 1941г., окончательно разрушили десятилетия спустя после Великой войны. Руина колокольни XVIII века чудом сохранилась до наших дней, и была встроена в здание нового храма. Строительство новой церкви на месте утраченной святыни началось в 2016г. Уже через два года были освящены купол и крест.

В августе 2020г. иерей Сергий Гордиенко совершил первую божественную литургию в стенах возрожденного храма.

 

Геннадий Подбородников,

председатель Щербатовского

Нарского исторического общества