История храмов Наро-Фоминской земли: НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В СУББОТИНЕ

История храмов Наро-Фоминской земли: НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В СУББОТИНЕ

Никольский храм. 2020. Фото В. Нестеренко
Никольский храм. 2020. Фото В. Нестеренко

Почти на самой границе с Калужской областью, на старинном Медынском тракте, стоит храм, название которого вписано в анналы истории нашего Отечества. Никольская церковь, построенная в Субботине в стиле елизаветинского барокко, – «редкий для Подмосковья образец усадебного храма середины XVIII века с развитым декором сложного рисунка». Он и поныне, находясь в гармонии с окружающим ландшафтом, является безусловной доминантой этой местности.

В начале XVI в. село это называлось «Колычево». Быть может, по имени его первых владельцев – бояр Колычевых. Имение было казённым, и отдавалось дворянам в виде жалованья на время их службы у государя. Поэтому за столетия здесь сменилось много хозяев.

Во второй половине XVI в. «село Колычево на речке Неговке» в Рудцком стане числилось за «Юрием Субботиным сыном Пушечниковым». Он был выборным дворянином из Вереи, участвовал в военных походах, служил писцом и входил в Земский двор. Вероятно, это поместье в пользование получил ещё его отец Суббота, так как в 1626г. у села уже было второе устойчивое название – «Суботино», по имени отца Юрия. Здесь стоял деревянный Никольский храм. Его уничтожили в годы польской интервенции. На долгие десятилетия жители имения стали прихожанами церкви Илии Пророка, что «в пяти верстах, за тремя реками и немалыми врагами».

К 1626г. Субботино принадлежало Лазарю Семёновичу Бородину. (Кстати, его сын Воин будет служить Верейским воеводой в 1638 и 1656гг.) Через 43 года поместье перейдёт к Прокофию Лаврентьевичу Воейкову. Он обустроит усадьбу и переселит сюда «деловых людей польской породы из Минску, литовских городов, да бобыльских  детей из Переславль-Рязанскаго уезда». В его владении останется и пустая церковная земля – помещик будет платить за неё оброк в Патриаршую казну.

П.Л. Воейков слыл отважным воином. Доблестно сражался с литовцами и поляками, был ранен. Получил от государя несколько вотчин в награду. Его поместье в Субботине сначала отойдёт к племянникам, а в 1744г. его унаследует внучатая племянница Марфа Михайловна.

Она вышла замуж за титулярного советника П.А. Смирнова. Но спустя несколько лет Петр Алексеевич остался вдовцом с двумя детьми. Второй его избранницей стала дочь хозяев Любанова Анна Черторыжская. Они-то и возвели в селе новый храм: в феврале 1759г. Смирнов подал прошение о строительстве церкви. Синодальная контора вынесла положительный вердикт 12 сентября 1761г., включив в приход Субботино и Козминку, а также сёла Никольское и Голтяево.

Однокупольный храм со сводчатыми помещениями возвели за три летних сезона, и освятили в 1764г. Трехъярусный иконостас «нового устройства» покрыли изящной резьбой. Сам храм никогда не расписывали. Высота здания достигает 13 м., длина – 17, а ширина – семи метров. На колокольне установили пять колоколов (по своей архитектуре она менее выразительна, чем храм).

Верейские дворяне избирали своим предводителем сына храмоздателей – гвардии капитана Дмитрия Смирнова. В 1812г., накануне прихода французов, ему удалось вывезти из храма «лучшие и дорогие ризничьи вещи и ризы». После освобождения села ценности вернули на место, и храм освятили вновь.

Неприятель сжёг в селе пять крестьянских дворов и разграбил дом помещика. Легенда гласит, что французы спрятали в усадебном парке награбленные сокровища (правда, их безрезультатно искали ещё в XIX в.), а неподалёку от церкви «в саду был зарыт какой-то французский генерал».

4 (16) мая 1826г. в тульском Белёве «Государыня Императрица Елисавета Алексеевна на 48 году от рождения своего переселилась от сея временныя жизни в вечную». Тело почившей царицы предстояло доставить в Петербург. В столице срочно разработали траурный торжественный церемониал. Местом встречи печального кортежа на Московской земле определили верейское Субботино. Накануне события сюда приехали правящий Московский архиепископ Филарет Дроздов (прославлен в лике святых в 1994г.), иерархи церкви и духовенство.

Вечером 24 мая траурный кортеж прибыл «на ночлег» в Субботино. Тело императрицы Елизаветы Алексеевны было торжественно «встречено владыкой и духовенством, и по совершении литии, с осенением крестом и окроплением св. водою, внесено в церковь и отправлена панихида архиерейским служением соборне, по совершении коей начато чтение Евангелия владыкою, продолжаемо архимандритами и прочим духовенством непрерывно до литургии, которая совершена владыкой, а панихида совершена соборне; затем продолжалось чтение Евангелия, а в назначенное время тело вынесено с литиею в дальнейший путь, и на границе селения осенено крестом и окроплено св. водою Златоустовским архимандритом Осиею; 25-го встречено в селе Архангельском, где совершена лития».

В XIX веке Субботино перешло в руки ещё одного представителя рода Воейковых, родственника Смирновых: хозяином села стал Пётр Петрович (1802-1871), служивший Верейским уездным и Московским губернским (1856-1862) предводителем дворян. На его плечах лежала реализация положений крестьянской реформы 1861г. Он был действительным статским советником и членом совета Главного управления Государственного коннозаводства. Александр II называл его «своим бывшим командиром»: ещё ребёнком будущий император участвовал в церемониальных маршах в эскадроне Воейкова.

Женой П.П. Воейкова была Мария Степановна, урождённая Стромилова (родная сестра художницы Любови Бороздны). Судьбы детей хозяев Субботина сложились печально. Сын Алексей, служивший коллежским советником, долгое время лечился в доме умалишённых. Его похоронили справа от алтаря Никольского храма в 1896г.

Дочь Любовь, фрейлина императрицы Марии Александровны, вышла замуж за барона Ф.В. фон-Вимпфена, однако развелась в 1873г. после рождения сына Владимира. Она была женщиной духовно ориентированной, но нерациональной и абсолютно неспособной к управлению имением. Более того, Любовь Петровна стремилась создать в Субботине женский монастырь! В 1901г. она настоятельно обращалась к Московскому митрополиту Владимиру с просьбой об открытии Казанской женской общины при Никольском храме, намереваясь отдать под обитель 447 десятин 2076 кв. сажень земли. Однако Синод категорически отверг это предложение, указав, что баронесса тем самым ставит свою престарелую мать и детей на грань полного разорения. Даже было высказано сомнение в состоянии умственных способностей баронессы.

Религиозные метания матери серьёзно повлияли на Владимира фон-Вимпфена. Он получил духовное образование, и стал на иноческую стезю. Служил в России, Китае и Греции. Был рукоположен во епископа с именем Леонтий в 1914г., но у него постоянно возникали конфликты с архиереями. Он активно выступал за отделение церкви от государства. И уже в марте 1917г. Леонтия отправили на покой в Астрахань. Здесь епископа арестовали большевики по обвинению в заговоре, и расстреляли 6 июля 1919г.

Старший брат епископа Леонтия Пётр был акварелистом и писателем. Его работы хранятся в Третьяковской галерее. После Революции 1917г. он жил в Субботине, стремился восстановить свои политические права. В 1938г. Петра Федоровича арестовали и выслали в Каширу, где он и умер.

Власти рассмотрели вопрос о регистрации общины при Никольском храме в 1925г. Однако просуществовала она недолго. Храм закрыли через четыре года. Святыню превратили в молокозавод, а затем разместили здесь склад.

15 октября 1941г. прямо у стен Никольского храма развернулся бой: пять танков Т-34 роты 20-й танковой бригады атаковали позиции 7-й пехотной дивизии немцев. Неприятель во время боя потерял 7 гаубиц 105 мм, мы – три танка. Также был уничтожен наблюдательный пункт, оборудованный нацистами на колокольне. Как зафиксировали сами немцы, «в результате прямого попадания в колокольню свалился наблюдатель лейтенант Шмидтляйн».

После войны храм медленно, но неуклонно разрушался, превращаясь в руину. Здание передали общине в 1999г., но активные работы здесь начались в 2005г. с назначением настоятелем священника Владимира Лукьянова. Первую литургию в стенах древней святыни совершили в 2018г.

 

Геннадий Подбородников, председатель Щербатовского Нарского исторического общества