Потерянные святыни: ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ЛЮБАНОВЕ

Потерянные святыни: ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ЛЮБАНОВЕ

Храм Рождества Христова в Любанове. 1911
Храм Рождества Христова в Любанове. 1911

 В следующем году нарское Любаново отметит 400-летний юбилей. Именно под 1622-м годом это село впервые упомянуто в известных нам документах.

Любаново было «старинной вотчиной» двух славных родов из числа высшей русской знати – Мутьянских и Волынских. Предки Мутьянских происходили из Большой Валахии, где служили воеводами. Волынские – потомки героя Куликовской битвы князя Д.М. Боброка, зятя Дмитрия Донского. Вполне возможно, эти семьи были породнившимися. К концу XVI столетия их имение было довольно крупным (25 деревень и пустошей), и приход, очевидно, был большим. Уже в начале XVII века в Любанове стоял деревянный храм с двумя приделами – «церковь Рождество Христово, а в приделе Знамения Пречистыя Богородицы да Никола Чудотворец».

В первой половине XVII в. у села сменилось несколько владельцев. В  1647г. Любаново оказалось в руках Кондратия Ивановича Черторыжского, объединившего все части разделённой вотчины. Черторыжские и их потомки будут хозяевами села и ктиторами любановских церквей в течение следующих 234-х лет. Род Черторыжских, потерявший княжеский титул в XVI в., – побочная ветвь польских князей Чарторыйских, предком которых был Великий князь Литовский Гедимин. Скорее всего, они потомки князя Василия Чарторыйского, перешедшего на службу в Москву после Ведрошской битвы. К  началу XVIII в. храм в Любанове сильно обветшал. И в 1713г. стольник Степан Черторыжский построил новую церковь. 13 декабря того же года Саввино-Сторожевский архимандрит Сильвестр получил указ освятить храм. Приделов в новой церкви не было. Не позднее 1731г. на погосте, где покоились предки Черторыжских, поставили ещё один деревянный храм – Николая Чудотворца. Он был полностью на господском содержании. Спустя десятилетия предания о двух храмах, стоявших некогда в Любанове рядом, породили нелепую байку, что владельцы села так люто ненавидели друг друга, что возвели здесь две церкви – лишь бы не встречаться в одном храме. Эти церкви не простояли и века. Беда пришла, откуда не ждали: храмы сгорели 10 ноября 1779г. «в полдень от небрежения священника и дьячка, бывших в церкви для служения часов весьма шумных».

В 1780г. Александра Черторыжская обратилась к Московскому архиепископу Платону за разрешением построить в селе каменный храм с двумя приделами. Храмозданную грамоту получили 4 апреля с позволением обустроить один придел. Строительство шло три года. Придел Святителя Николая разместили «с северной стороны трапезы». Его освятили 13 сентября 1782г. А вот благословение на освящение самого храма Черторыжские смогли получить лишь три года спустя. Проблема возникла из-за ненаделения церковнослужителей землёй, которая им причиталась по праву. «Земельный вопрос» успешно урегулировали в 1786г., и 12 июля Саввинский архимандрит Феофилакт освятил давно построенную церковь. Новый храм создавался старанием Александры-меньшой Петровны «с благопоспешеством боголюбимых вкладчиков» – с участием всей родни Черторыжских. Разработкой проекта, оформлением интерьера, устройством иконостаса и строительством церкви занимался Иван Кудрявцев, зять хозяйки села. Однокупольный храм возвели «в виде корабля». Его длина с колокольней составила 33,5м., ширина – 10,6м. Высота свода достигала 18 метров. На 25-метровой колокольне разместили шесть колоколов. Пятиярусный иконостас украсили «лепными вызолоченными украшениями в виде резьбы». До наполеоновского нашествия «как облачением, так и церковною утварью храм был достаточен, особенно серебряными окладами на иконах». В 1812г., в ожидании прихода французов, церковные ценности спрятали под полом храма. Но один дворовый человек, «ведший нетрезвую жизнь», донёс оккупантам, где они находятся. Сокровища «были расхищены неприятелем, за что и сам доказчик не остался от Бога безнаказанным: он был брошен неприятелем с моста в реку Нару и погиб, как святотатец». Французы сожгли тридцать из 135 домов в приходе.

Осквернённый врагом храм освятили вновь 29 июня 1813г. Этому празднику предшествовал казус, приведший к назначению в село нового священника. Настоятель Александр Иванов «явился к преосвященному Августину с прошением освятить церковь <…> пьяным». Возмущённый епископ отправил провинившегося на покаяние в Лужецкий монастырь. Вскоре вдовый священник, раскаявшись, принял постриг. Настоятелем в Любаново перевели о. Иоанна Григорьева из соседнего Крюкова. Спустя год хозяева села, духовенство и крестьяне восторженно приветствовали у стен родного храма своего государя: Александр I, направляясь в Бородино, проезжал через Любаново. В XVIII-XIX вв. Любановское имение неоднократно делилось между потомками К.И. Черторыжского. В числе владельцев деревень Любановского прихода были Бухвостовы, Апухтины, Серебряковы, Страмиловы, Самсоновы, Карповы, Григорьевы, Кудрявцевы, князья Голицыны и Волконские. «Особое усердие» в украшении храма проявляли хозяева Любанова, Бирюлева и Больших Семёнычей – Черторыжские, Апухтины и Самсоновы. Из святынь храма «особо замечательны по своей древности и ценности» были иконы Богоматери – «Утоли моя печали» и «Владимирская».

После отмены крепостного права и «ухода» старшего поколения владельцев Любанова важную роль в жизни прихода стали играть церковные старосты, избираемые крестьянами из своей среды. Они активно занимались ремонтом и благоустройством церкви. В 1871г. «храм обогатился новым звоном»: взамен 40-пудового колокола установили новый весом в 123 пуда 40 фунтов. Его отлили в Москве на средства, завещанные прихожанином Василием Архаровым. В 1901г. в церкви провели духовое отопление, а два года спустя заменили старые «лещедочные полы рисунчитыми цементными». 10 августа 1903г. произошел самый страшный в истории Любанова пожар: огонь уничтожил 15 домов и 60 амбаров, наполненных зерном. Лишь чудом жители предотвратили полное уничтожение села. В благодарность Богу прихожане предприняли масштабный ремонт церкви, расписали стены, обновили и позолотили все резные украшения.

После Революции 1917г. верующим пришлось выживать в новых реалиях. Проверкой общины на прочность стала кампания по изъятию церковных ценностей. Любаново – одно из немногих сёл в уезде, где прихожане открыто выступили против экспроприации. Они не позволили властям изъять драгоценную ризу, украшавшую особо почитаемый образ св. Николая. 30 октября 1923г. верующим всё же позволили зарегистрировать свою общину. Но уже через десять лет, 5 июля 1933г., Мособлисполком постановил церковь закрыть. Здание приспособили под клуб созданного в селе совхоза Военной академии им. Фрунзе. Последний настоятель храма о. Михаил Петрович Соколов (1873-1937) был талантливым проповедником и учителем, помогал нуждающимся, организовывал чтения и боролся за трезвость. В 1937г. его арестовали «за антисоветскую агитацию» и расстреляли в Бутове.

Во время Великой Отечественной войны церковь в Любанове находилась на линии огня. После освобождения села от фашистов Михаил Ильин записал: «Колокольня взорвана, южная сторона в центре разрушена, от внутреннего убранства ничего не осталось. Здание могло бы служить музейным экспонатом планомерного разрушения немцами памятников русской архитектуры».  Безбожная власть, конечно же, не стала превращать руины храма в музей – здание разобрали на кирпичи. В наши дни на месте церкви и древнего погоста обосновались люди… В начале ХХ века о. Михаил говорил, словно предвидя грядущее: «В храме на человека сходит тот благодатный дождь, который дает возможность сердцу нашему приносить плоды созидания, а не разрушения, плоды не грубой силы, а любви, благотворения и всепрощения. Уничтожьте, разрушьте храмы – и на их месте вы скоро увидите тюрьмы; оставьте, не посещайте храмы, не ходите в них – дикость и разнузданность нравов проявятся со всей жестокостью, и человек, этот венец творения, снизойдет на степень животного, для него уже не будет ничего святого. Берегите же храм, дорожите им! Только под влиянием его и учения Церкви мы достигнем благоустройства внешнего и внутреннего».

Геннадий Подбородников, председатель Щербатовского Нарского исторического общества